Западное самоа

Определение "Западное самоа" в ЭБНБ

Независимое государство в западной Полинезии. Занимает часть архипелага Самоа, включающую два сравнительно больших острова - Савайи и Уполу и шесть мелких островов - Аполима, Маноно, Нуусафеэ, Фануатапу, Намуа, Нуутеле, Нуулуа.



В административном отношении делится на 11 округов. На острове Уполу расположены округа Аинга-и-ле-таи, Аана, Нгаэ-нгаэмаунга (часть округа), Туамасанга, Атуа, Ваа-о-Фоноти, на острове Савайи - Ваисингано, Нгангаифомаунга, Нгаэнгаэмаунга (часть округа), Фаасалелеанга, Палаули, Сатупаитеа. Столица государства - г. Апиа (на острове Уполу).


Географические координаты Западного Самоа - 13 - 15°ю.ш. и 171 - 173° з. д. Площадь - 2823 кв. км, из них 1709 кв. км приходится на Савайи и 1114 кв. км - на Уполу (вместе с мелкими островами). Население, по данным на середину 1964 г - 122 тыс. человек.


Савайи, Уполу и Аполима - возвышенные острова вулканического происхождения. Они представляют собой вершины подводного горного хребта. На Савайи высшая точка - гора Маунга-Сили (1857 м), на Уполу наиболее высокая вершина (Вааифету) достигает 1100 м. На Савайи имеются вулканы, причем последние извержения двух из них произошли в начале XX в. Горы занимают большую часть островов, и лишь береговые полосы равнинны. Острова окружены коралловыми рифами.


Климат Западного Самоа - экваториального типа, сравнительно жаркий и влажный. Наиболее высокая средняя месячная температура - в марте (27°), наиболее низкая - в июле (25°). Амплитуда колебаний температуры не превышает 18°. Дождливый сезон длится с ноября - декабря по апрель. В это время преобладают северные и особенно западные ветры и нередки ураганы. Более благоприятен в климатическом отношении период с мая по октябрь, когда дуют юго-восточные пассатные ветры, умеряющие жару. Количество осадков значительно. В Апиа в среднем за год выпадает свыше 2800 мм дождя, на севере острова Савайи - более 3000 мм. Часто случаются ливни.
Реки на островах коротки и имеют крутое падение.


На Западном Самоа распространены красноземные почвы. Наиболее плодородны покрытые слоем аллювия участки, большая часть которых расположена на острове Уполу. Савайи, где значительная часть поверхности занята застывшими лавовыми потоками, обладает более скудными почвами. Внутренняя, горная часть островов покрыта богатой субтропической и тропической растительностью (растут разные виды бамбука, пандануса и т. д.). Особенно ценны встречающиеся на Савайи породы, дающие твердую древесину. Однако на том же Савайи обширные участки лавовых потоков почти лишены растительности.



Западное Самоа - экономически слаборазвитая страна. Решающую роль в экономике играет сельское хозяйство. Основная его отрасль - земледелие. Главные продовольственные культуры - кокосовая пальма, таро, тааму (гигантское таро), ямс, банан, хлебное дерево, папайя, манго, ананас, авокадо, цитрусовые. Кокосовая пальма и банан, а также бобы какао являются важнейшими товарными культурами. В связи с потребностями внешнего рынка производство товарных культур сильно колеблется. Прежде довольно важное значение имела продукция каучука, однако в настоящее время в связи с колебаниями цен на мировом рынке производство этого вида сырья прекращено. В небольшом количестве на островах выращивается кофейное дерево. Большая часть всей товарной продукции производится в мелких хозяйствах; на плантациях выращиваются главным образом бобы какао.


Животноводство имеет в стране лишь подсобное значение. Крупный рогатый скот пасется на участках, занятых кокосовыми пальмами, освобождая островитян от весьма трудоемкой работы - ручной прополки. Животноводство имеет в основном мясное направление, молочное хозяйство развито слабо. Помимо крупного рогатого скота (около 16 тыс. голов в 1962 г.) разводят также лошадей, свиней, домашнюю птицу. Роль рыболовства в настоящее время довольно скромна, раньше же (в середине XIX в.) оно было одной из важнейших отраслей хозяйства.


Промышленность в Западном Самоа развита незначительно и представлена преимущественно переработкой сельскохозяйственного сырья и лесозаготовкой. Имеются две лесопилки. Работали также предприятия по сушке кокосовых орехов и бананов, но затем вследствие конкуренции со стороны других стран, производящих подобную продукцию, эти производства были свернуты. Энергосиловое хозяйство страны состоит из нескольких небольших электростанций. В деревнях значительное развитие получили разные ремесла.


Западное Самоа сравнительно хорошо связано пароходными и воздушными рейсами с Новой Зеландией, отдельными островами Океании и некоторыми другими странами. С помощью катеров поддерживается регулярное сообщение между различными пунктами главных островов. Железных дорог на островах нет. Сравнительно развитой дорожной сетью обладает Уполу. На Савайи дорог немного.


Три основные статьи экспорта Западного Самоа - копра, какао и бананы. От года к году удельный вес каждого из этих продуктов в вывозе заметно варьирует. В небольшом количестве экспортируется также кофе. Экспорт идет главным образом в Новую Зеландию (бананы вывозятся исключительно в эту страну) и Великобританию. Среди стран-импортеров первое место занимает Новая Зеландия, далее следуют Австралия, Великобритания, США.


Археологические раскопки, произведенные в Западном Самоа, показывают, что человек обитал на островах уже 3 тыс. лет назад, однако об этих ранних обитателях мало что известно. В отличие от большинства других полинезийцев самоанцы считают себя автохтонами, что, вероятно, свидетельствует об их раннем появлении на своем архипелаге (сравнительно с прибытием других полинезийцев на острова их современного обитания). Самоанцы совершали неоднократные странствования в разные районы океанийского мира. Население некоторых полинезийских островов и островных групп (Токелау, Эллис, Футуна, Ниуэ и др.) своим происхождением полностью или частично обязано именно этим ранним самоанским мореплавателям. В свою очередь полинезийцы с других островов иногда проникали на Самоа. Так, в XIII в. на Самоа вторглись тонганцы. Сперва они проникли на Савайи, затем - на Уполу, но долго удержаться на Самоа не смогли. Пытались подчинить Самоа и фиджийские вожди. Им удалось утвердиться в восточной части архипелага. Некоторое время фиджийцы даже собирали дань со всего Самоа.


К концу XVIII - началу XIX в. самоанское общество находилось на стадии разложения первобытнообщинного строя, занимая по уровню своего общественного развития среднее положение между гавайцами, таитянами, тонганцами, с одной стороны, и токелауанцами, ниуэанцами и прочими полинезийцами - с другой.


Основной ячейкой самоанского общества была «аинга» - большая («расширенная») семья, нередко включавшая в свой состав помимо ближайших родственников по мужской линии также отдельных родичей по женской линии и принятых со стороны усыновленных членов. Глава такой семьи - «матаи» избирался ее членами и пользовался довольно большой властью: распоряжался землей всей группы и продукцией, получаемой с этой земли, следил за поддержанием порядка в большой семье, давал трудовые задания ее членам. Несколько десятков подобных семей составляли деревню, возглавляемую советом («фоно») и вождем. В совете заседали матаи. Глава деревни избирался, однако наиболее предпочтительным кандидатом на этот пост считался сын умершего вождя, что в большинстве случаев превращало должность в наследственную. Наряду с вождями очень большую, нередко большую, чем сами вожди, власть имели так называемые вожди-ораторы. Деревни объединялись в более крупные территориальные объединения - округа. На Уполу было три таких округа: Аана - на западе, Туамасанга - в центре и Атуа - на востоке. Однако и эти округа в свою очередь образовывали еще более крупные политико-территориальные группировки. Фактически на всем архипелаге (за исключением островов Мануа, которые были политически обособлены) господствовали две соперничавшие группировки: Тумуа, возглавляемая семьей Тупуа, и Пуле, в которой важнейшую роль играла семья Малиэтоа. Первая группировка пользовалась влиянием в Аана и Атуа, вторая - в Туамасанга, а также на Савайи и Маноно. Отметим, что многие черты этой архаической социальной организации сохранились вплоть до настоящего времени. Так, большая семья и деревня по-прежнему играют роль основных ячеек самоанского общества.


С западной частью архипелага Самоа европейцы впервые познакомились в 1768 г., во время плавания французского мореплавателя Бугенвиля. Уже в начале XIX в. на островах начали селиться отдельные европейские и американские авантюристы. Первыми поселенцами были дезертиры с военных судов, беглые каторжники из Австралии и с Норфолка, а также китоловы и торговцы из США (Новой Англии), Европы и Австралии. Нередко эти поселенцы добивались весьма влиятельного положения в самоанском обществе и пользовались особым расположением вождей. Вожди ценили европейцев как военных советников, которые могли обучить аборигенов обращению с огнестрельным оружием.


В те годы Самоа уже вступило в полосу междоусобиц. В начале XIX в. наиболее видное положение занимала семья Тупуа. Однако вскоре семья Малиэтоа вступила в борьбу с господствующей группировкой. С конца 20-х - начала 30-х годов XIX столетия на Самоа начали проникать и миссионеры. Вкупе с другими эмиссарами колонизаторов они постепенно начали все более подчинять своему влиянию местную родовую верхушку. В 1839 г. английские и американские военные моряки навязали самоанским вождям первые неравноправные соглашения, дававшие определенные привилегии иностранным торговцам. С той поры началась настоящая экономическая экспансия европейцев на Самоа. В развернувшейся на архипелаге торговле участвовали и миссионеры.


Борьба между конкурирующими самоанскими вождями, которая началась еще до прихода европейцев, сильно обострилась. К 1830 г. наибольшего успеха достиг в этой борьбе верховный вождь Савайи и центрального Уполу - Малиэтоа Ваиинупо, который был объявлен верховным вождем всего Самоа. Таким образом, до 1841 г., когда этот верховный вождь (или «король», как его не совсем правильно называли европейцы) умер, Самоа представляло в политическом отношении единое целое. В середине XIX в. три державы Европы и Америки - Великобритания, Германия (точнее, город Гамбург) и США - уже имели на Самоа своих постоянных представителей. Английский миссионер Притчард вынашивал идею об установлении британского протектората над Самоа, но его затея провалилась. Европейские и американские поселенцы в основном были сосредоточены вокруг населенного пункта Апиа. Здесь образовался своеобразный форпост колониального проникновения на Самоа, и фактически вся власть в районе этого поселения уже тогда принадлежала европейцам. С каждым годом поведение колонизаторов становилось все более наглым. Пользуясь полным неведением аборигенов в деле коммерческих операций, европейские поселенцы за бесценок скупали у них землю. С начала 60-х годов по 1889 г. в руки колонистов попали крупные участки самоанской земли. Земля самоанцев отчуждалась и позднее. На захваченных участках организовывались плантации. Особенно много их было создано немцами.


С конца 50-х годов Великобритания, США и Германия стали все активнее вмешиваться в междоусобную борьбу местных вождей. В результате эта борьба начала тесно переплетаться с соперничеством между державами и становилась все ожесточеннее. Она продолжалась с 1841 по 1872 г. и временами принимала форму ожесточенных сражений между двумя соперничавшими группировками. В ходе междоусобицы Великобритания не брезговала и прямым военным вмешательством во внутренние дела самоанцев. Не остались безучастными в этой борьбе также США и Германия.
В 1873 г. на короткий период Самоа вновь стало единым целым. «Королем» был провозглашен Малиэтоа Лаупепа, однако он был марионеткой в руках колониальных держав (прежде всего Великобритании).


Через некоторое время в стране с еще большей силой вспыхнула борьба, подогреваемая колониальными державами. В 1877 - 1879 гг. соперничавшие государства одно за другим добились исключительных прав на пользование гаванями в архипелаге Самоа. Этим было как бы предопределено будущее расчленение самоанского государства. В 1879 г. по договору, навязанному Великобританией самоанцам, суверенитет над Апиа и прилегающим к нему районом фактически был передан в руки колонизаторов.


Соперничество между Великобританией и США, с одной стороны, и Германией - с другой, достигало все большей остроты. Первые поддерживали одного из соправителей (Малиэтоа Лаупепу), Германия - другого (Тамасесе Тупуа). Немцам удалось устранить Лаупепу: он был выслан сначала на Маршалловы острова, затем - в Камерун. Однако в поддержку изгнанного выступил другой влиятельный вождь - Матаафа, придерживавшийся в то время англо-американской ориентации (позже он переметнулся на сторону Германии). Грозовые тучи военного столкновения между державами неуклонно надвигались. Лишь чистая случайность - разыгравшийся в марте 1889 г. ураган, выведший из строя стоявшие наготове у самоанского побережья военные корабли соперников, - предотвратила возникновение крупного военного конфликта. Это непредвиденное обстоятельство заставило колонизаторов пойти на взаимные уступки: было заключено соглашение, по которому Самоа было объявлено «независимым королевством», а фактически поставлено под объединенный контроль трех держав. Соглашение это просуществовало лишь десять лет и в 1899 г. было заменено после новой вспышки борьбы другим, которое не только фактически, но и формально ликвидировало независимость Самоа. Без особых церемоний колонизаторы распорядились судьбой самоанского народа: западная часть страны была передана Германии, восточная - США.


Самоанцы не пожелали мириться с потерей независимости и развернули героическую, неравную борьбу с захватчиками. Уже в 1901 г. германские колонизаторы были поставлены перед угрозой восстания на Савайи. В 1905 - 1906 гг. еще функционировавшие советы самоанских вождей и вождей-ораторов проявили в отношении немецких властей открытое неповиновение. В 1908 г. последовало вооруженное выступление самоанского народа, которое было потоплено в крови германскими войсками.


В 1914 г., в самом начале первой мировой войны, Западное Самоа было занято без сопротивления новозеландскими вооруженными силами, а в 1920 г. Новая Зеландия получила мандат на управление бывшей германской колонией.


В период войны самоанцы надеялись, что ликвидация германского владычества обеспечит им по меньшей мере самоуправление. Однако вскоре после того, как в управление страной вступила Новая Зеландия, им пришлось горько разочароваться и убедиться, что мандат означал лишь смену вывески: колониальный режим фактически остался незыблемым. Возмущение самоанского народа достигло своего предела, и с 1927 г. по всей стране развернулось мощное национально-освободительное движение, которое возглавила патриотическая организация May. Был выдвинут лозунг «Самоа - для самоанцев». Участники движения требовали ухода новозеландцев из Самоа. Методом борьбы было избрано гражданское неповиновение: самоанцы отказывались от участия в официальной политической жизни страны, запрещали своим детям посещать колониальные школы, избегали каких бы то ни было контактов с администрацией. Характерно, что движение было поддержано и частью европейцев, постоянно проживавших на островах.


Борьба принимала все более широкий размах, становилась все ожесточеннее. В 1928 г. обстановка так накалилась, что новозеландские власти предприняли попытку вступить в переговоры с руководителями движения. Однако сразу же выяснилось, что Новая Зеландия не желает идти на какие-либо существенные уступки. Увидев, что колониальные власти не собираются вести серьезных переговоров, самоанцы начали полностью бойкотировать новозеландскую администрацию, отказывались платить налоги.


В этих условиях колонизаторы решили запугать самоанский народ, подавить его волю к борьбе. В конце 1929 г. они организовали нападение полиции на демонстрантов, в результате которого 11 самоанцев были убиты. Кровавая провокация привела к началу вооруженной борьбы. Испугавшись широкого размаха, который приняло национально-освободительное движение, новозеландское правительство послало к берегам Самоа военный корабль. Началась расправа над участниками движения. Несмотря на многократное превосходство в силе, карателям не удалось поставить свободолюбивый народ на колени. Пришедшее к власти в 1935 г. лейбористское правительство Новой Зеландии, поняв, что одной силой оно не сможет «умиротворить» самоанцев, послало в страну «миссию доброй боли» и вступило в переговоры с руководителями May. В ходе переговоров новозеландские правители вынуждены были пойти на известные уступки. Так, они согласились расширить представительство самоанцев в совещательном органе при администраторе. Были удовлетворены и некоторые другие требования руководителей движения, дано согласие на переизбрание «фаипуле» (сохранившегося, но фактически не имевшего никакой власти сословного самоанского собрания). В новом «фаипуле» сторонники May получили подавляющее большинство мест.


Идя на некоторые уступки, новозеландские власти рассматривали их как тактический ход и не отказывались от мысли при более подходящих условиях вновь вернуться к старому курсу. Постепенно активизировали свою деятельность также местные проколониалистские силы. Например, были созданы «объединенная прогрессивная партия», поддерживавшая белых плантаторов, и «рабочая партия», выражавшая по преимуществу интересы зажиточных метисов. В такой обстановке, характеризовавшейся временным равновесием сил, началась вторая мировая война.


Вторая мировая война непосредственно не коснулась самоанской территории, однако военные действия на Тихом океане оказали определенное влияние на жизнь страны. Прежде всего в Западном Самоа были сосредоточены значительные американские и новозеландские вооруженные силы. Кроме того, в условиях благоприятной конъюнктуры, сложившейся в годы войны, темпы экономического развития страны ускорились. Многие малые семьи начали вести хозяйства самостоятельно с ориентацией на рынок. Несмотря на это, основную роль все же продолжало играть полунатуральное общинное хозяйство.


Победа в войне антифашистских сил, рост во всем мире сил демократии и социализма создали для национально-освободительной борьбы самоанского народа совершенно новые, исключительно благоприятные условия. Советский Союз и другие социалистические страны выдвинули в Организации Объединенных Наций требование о предоставлении всем бывшим мандатным территориям полной независимости. Колониальным державам удалось все же оттянуть время своего ухода из этих стран и навязать взамен системы мандатов новую систему опеки.


В 1946 г. Западное Самоа стало первой подопечной территорией Организации Объединенных Наций. Однако в роли администратора этой территории по-прежнему выступала Новая Зеландия. Самоанцы энергично протестовали против навязанной им опеки. Уже в 1946 - 1947 гг. в стране развернулось движение за предоставление стране самоуправления. В ООН была направлена соответствующая петиция.


Постепенно стало ясно, что опека - лишь ширма, прикрывающая колониальное господство. «Опекающая» страна - Новая Зеландия - совершенно не заботилась о развитии хозяйства и культуры на подопечной территории. Несмотря на то что земледелие являлось основой западносамоанской экономики, на развитие этой отрасли хозяйства новозеландские власти затратили, например, в 1953 г. лишь 0,82% всего бюджета. Интересно, что примерно такая же доля бюджета была затрачена на поддержание главного административного здания. Не желая по-прежнему жить в условиях колониального режима, самоанский народ начал шаг за шагом отвоевывать у колонизаторов отнятые у него когда-то права. В 1953 г. Новая Зеландия вынуждена была согласиться на созыв «конституционного совещания», которое состоялось в следующем году. С 1 октября 1959 г. Западное. Самоа получило внутреннее самоуправление. Был создан кабинет министров. Второе «конституционное совещание», созванное в 1960 г., выработало проект конституции. В конце мая 1961 г. под наблюдением ООН был проведен плебисцит, во время которого самоанцы большинством голосов высказались за независимость и выработанную конституцию.


Официальное провозглашение независимости состоялось 1 января 1962 г. Новая Зеландия была вынуждена формально уйти из Западного Самоа. Однако, пользуясь экономическими трудностями молодого, небольшого по населению и бедного ресурсами государства, новозеландское правительство навязало Западному Самоа пресловутый «договор о дружбе». Этот договор содержит ряд условий, фактически ограничивающих суверенитет страны. Так, Новая Зеландия, согласно договору, представляет новое государство за границей и в ООН. Еще больше ущемляет независимость Западного Самоа навязанная этой стране система «финансовой помощи». В Западном Самоа сохраняется большое число новозеландских советников, занимающих важнейшие посты в органах управления. По каналам системы «помощи» стремятся проникнуть в Западное Самоа и США.


Под влиянием Новой Зеландии, десятилетиями консервировавшей социально-экономическую отсталость Западного Самоа, государственное устройство этой страны пока еще далеко от подлинной демократии. Западносамоанское законодательное собрание, состоящее из 46 членов, избирается не всеобщим голосованием, а по двум куриям: 41 члена выбирают матаи, 5 делегатов - европейские поселенцы. Во главе государства, согласно конституции, поставлены два верховных вождя с пожизненной властью. После смерти обоих вождей высший пост в государстве предполагается сделать выборным, однако конституционное совещание рекомендовало, чтобы глава государства всегда избирался из числа членов четырех королевских семей - «тамаинга». Глава государства, согласно конституции, назначает премьер-министра, который должен пользоваться доверием законодательного собрания (в настоящее время премьер-министром является также один из представителей тамаинга). С помощью премьер-министра глава государства назначает из числа членов законодательного собрания восемь министров. Большая власть главы государства проявляется еще в том, что ни один закон не вступает в силу без его санкции.


Однако, несмотря на то что Западное Самоа не добилось еще полной политической и экономической самостоятельности, появление независимого полинезийского государства имело очень большое значение. Советский Союз был одной из первых стран, признавших Западное Самоа в качестве суверенного государства. Нет никакого сомнения, что со временем самоанский народ добьется полной и безоговорочной независимости и достигнет немалых успехов в деле прогресса своей родины.


Что же касается экономической структуры Западного Самоа, то она в послевоенный период не претерпела коренных изменений. Тем не менее ряд новых тенденций все же наметился. Прежде всего из состава больших семей выделяется все большее число малых семей, самостоятельно обрабатывающих землю (формально земля продолжает находиться в распоряжении матаи). В ряде случаев дело идет еще дальше, и некоторые самоанцы уже ведут хозяйство плантационного типа, иногда с использованием наемного труда. Неуклонно растет значение товарных культур.


Численность населения Западного Самоа перед началом европейской экспансии неизвестна. Сомнительны и данные, приводимые первыми европейскими мореплавателями, посетившими архипелаг. Например, французский путешественник Лаперуз определял в 1787 г. численность населения для всего Самоа в 80 тыс. человек. Меньше сомнений вызывают более поздние цифры. Так, в 1839 г. население территории, соответствующей теперешнему Западному Самоа, было определено в 47 тыс., в 1845 г. - 40 тыс., в 1849 г. - 32 тыс., в 1854 г. - 29 тыс., в 1881 г. - 28 тыс., в 1886 г. - 29 тыс.
С 1900 г. в Западном Самоа начали проводиться переписи, и данные о численности населения становятся более определенными (см. табл. 55).
зза 1911 - 1921 гг. произошло значительное снижение численности населения. Это уменьшение было связано с начавшейся в конце 1918 г. довольно сильной эпидемией гриппа.
Основным фактором, влияющим на изменение численности населения страны, является естественное движение.


Средняя плотность населения страны - 43 человека на 1 кв. км. Как отмечалось выше, природные условия более благоприятны на Уполу, и густота населения на этом острове более чем в четыре раза превышает плотность на Савайи (соответственно 77 и 18 человек на 1 кв. км). На обоих островах подавляющая часть населения сосредоточена на побережье. Во внутренних районах островов расположено лишь 16 деревень. Наибольшая густота населения наблюдается в районе Апии и на северо-западном побережье Уполу. В агломерации Апии жило 18,2 тыс. человек, в 1961 г. - 21,7 тыс. По данным на 1961 г., эта агломерация состояла из 52 «сгустков населения» («population clusters») численностью от 23 до 1283 человек. Население Апии увеличивается как в результате естественного прироста, так и вследствие притяжения мигрантов из сельских районов Уполу и с острова Савайи.


Мужское население Западного Самоа превышает женское (соответственно 58 785 и 55 642, по данным переписи 1961 г.). Таким образом, в стране на каждые 100 женщин приходится 106 мужчин. Мужчины преобладают в большинстве возрастных групп. Женщин больше лишь в старших возрастных группах, а также в возрастном поясе от 25 до 34 лет. Последнее, по-видимому, связано с тем, что к этому возрастному интервалу принадлежит основная часть эмигрантов, а среди них преобладают мужчины.


По большим возрастным поясам население распределялось в 1961 г. следующим образом: лица до 14 лет составляли 50,2% населения, 15 - 59 лет - 45,5, старше 60 лет - 4,3%. Таким образом, удельный вес детских возрастов в населении Западного Самоа очень высок, старых - весьма низок.


В 1961 г. 24,4% населения страны было экономически активным. Среди мужчин доля экономически активных была несравненно выше, чем среди женщин (соответственно 42,9 и 4,9%). Согласно переписи 1961 г., 62,3% всего экономически активного населения было занято в «традиционном» деревенском земледелии, 6,2% - в плантационном земледелии, перевозке сельскохозяйственных продуктов и лесном хозяйстве, 7,7% - в торговле и финансово-кредитной системе. Рабочие и служащие составляли в 1956 г. Проводимые в Западном Самоа переписи включают вопрос об этнической принадлежности, однако по принципу этнической принадлежности учитываются лишь самоанцы, для остального же населения фактически фиксируется расовая принадлежность.


Образование в Западном Самоа не носит обязательного характера и в значительной степени еще находится в руках миссионеров. Так, в 1959 г. из 25 тыс. учащихся начальных школ 16 тыс. училось в государственных школах, 9 тыс. - в школах миссионерских. Что же касается школ второй ступени и технических школ, то в учебных заведениях этого типа, контролируемых миссионерами, училось вдвое больше лиц, чем в соответствующих государственных школах. Довольно значительная по численности группа населения продолжает оставаться неграмотной. В 1951 г. неграмотных среди аборигенов старше 15 лет было 14,4% (среди мужчин - 23,1, среди женщин - 5,9%). Образовательный уровень западно-самоанского населения невысок.


Быстрому этническому сплочению самоанцев способствовали единство языка, культуры, тесные хозяйственные связи между отдельными группами населения страны. Уровень этнической консолидации самоанцев довольно высок, и в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что самоанцы представляют собой единый народ, говорящий на едином языке.


Самоанцы, как уже указывалось, говорят на одном из западно-полинезийских языков. Письменность на этом языке была создана еще в 1834 г. Самоанский народ отличается высоким этническим самосознанием. Самоанцы гордятся своей самобытной культурой. Они охотно переняли многие элементы европейской культуры, но в то же время сохранили и все те свои культурные достижения и традиции, которые казались им ценными. В настоящее время самоанский народ показывает большую этническую стойкость, ассимиляторские попытки новозеландских властей в период «опеки» ни к чему не привели. Численность самоанцев неуклонно увеличивается. В 1929/30 г. их насчитывалось 41 тыс., в 1940 г. - 57 тыс., в 1943 г. - 61 тыс., в 1947 г. - 66 тыс., в 1951 г. - 80 тыс., в 1953 г. - 86 тыс., в 1954 г. - 89 тыс., в 1957 г. - 95 тыс., в 1961 г. - 101 тыс.


По языку и культуре к «чистым» самоанцам близки метисы, составляющие несколько более десятой части аборигенного населения страны. Подавляющее большинство метисов - евро-самоанцы, но есть среди них и потомки смешанных браков самоанок с китайцами. Практически все метисы хорошо знают самоанский язык, некоторые же из них говорят только по-самоански. В период существования колониального режима новозеландские власти приложили немало усилий к тому, чтобы оторвать метисов (которых они называли «евронезийцами») от остальной части аборигенного населения, воспитать у них чувство преклонения перед всем европейским, создать из них привилегированную прослойку, которая служила бы опорой для колонизаторов.


Так, для большой группы метисов в западной части Уполу было даже создано специальное поселение - Алеиса. Поселение пользовалось известным самоуправлением, во главе его стояли мэр и совет. Благодаря различным льготам оно уже через короткий срок стало выделяться среди остальных деревень Западного Самоа своей зажиточностью. Кроме того, власти установили специальный статус «европейца», который могли получить и все желающие «евронезийцы». Характерно, что очень многие метисы не захотели воспользоваться этим правом, хотя статус и давал известные привилегии. Так, по данным переписи 1956 г., насчитывалось 7900 метисов,


662 европейца и 149 прочих неокеанийцев (они также получили право на статус «европейца»); из всех этих лиц европейский статус приняли лишь 5494 человека. Тяготению метисов к самоанцам безусловно способствует и то, что среди части европейцев распространено расистское пренебрежение по отношению к метисам. Например, браки между европейцами и метисами заключаются значительно реже, чем между метисами и самоанцами. Создание независимого самоанского государства создает благоприятные предпосылки для еще большего сближения метисов с остальным аборигенным населением. Согласно конституции, метисы являются самоанскими гражданами и имеют те же права и обязанности, что и другие аборигены. Большая часть метисов сосредоточена в районе Апии. Смешанное население имеется также на крайнем востоке Уполу (в Алеипата) и на Савайи.


Выше уже говорилось о значительной эмиграции из Западного Самоа в Новую Зеландию. В результате этой миграции в Новой Зеландии образовалась значительная группа самоанцев (в 1961 г. вместе с метисами - 6 тыс.). Большинство их сосредоточено в Окленде. Новозеландские самоанцы заняты преимущественно в промышленности, многие из них работают и на транспорте. Самоанские эмигранты обычно поддерживают тесные связи с родственниками на Самоа.


По данным последней переписи, в Западном Самоа было свыше 500 «прочих океанийцев». Более половины этой группы (около 300 человек) образуют токелауанцы. Остальные 200 океанийцев - выходцы с других островов Полинезии (ниуэанцы, тонганцы, эллисцы, увеанцы), микронезийцы (гилбертцы), меланезийцы (аборигены Соломоновых островов, фиджийцы). Скорость ассимиляции различных океанийских групп неодинакова. Так, полинезийцы ассимилируются быстрее, чем меланезийцы. Особенно быстро растворяются среди самоанского населения токелауанцы. Менее всего подвержены процессу ассимиляции группы, образовавшие компактные поселения. Такие поселения имеются в пределах городской агломерации Апии и поблизости от нее. Это Ааи-о-Фити (фиджийское поселение), Соломона-фоу, Ниуэ, Элисе-фоу. Поблизости от Апии живет небольшая группа увеанцев. Согласно новому закону о гражданстве, статус самоанских граждан получили все полинезийцы-неаборигены, а также меланезийцы и микронезийцы. Это несомненно еще более ускорит процесс ассимиляции мелких океанийских групп близкими им по культуре самоанцами.


«Чистых» европейцев в Западном Самоа сравнительно немного. К моменту провозглашения независимости это была наиболее влиятельная группа населения в стране. Она занимала ведущие позиции в управленческом аппарате страны и в системе западносамоанской торговли. В руках европейцев находилось подавляющее большинство высших административных постов. Европейцами были миссионеры, высококвалифицированные технические специалисты, старший медперсонал, часть учителей. Они жили главным образом вокруг Апии. На Савайи европейцев немного. Среди лиц европейского происхождения наиболее многочисленны англо-новозеландцы. Значительно уступают им по численности англо-австралийцы, американцы, англичане. Совсем небольшие группы образуют немцы (немцев прежде было довольно много, но после первой мировой войны большая часть их была репатриирована), французы (в первую очередь католические миссионеры) и представители других народов. До последнего времени к европейцам примыкали лица смешанного происхождения, имевшие «европейский» статус. Как правило, это была наиболее обеспеченная часть метисов. Она вела европейский образ жизни, старалась во всем подражать европейцам. Именно эта группа являлась проводником новозеландского влияния в стране. В настоящее время, когда все население смешанного происхождения уравнено в правовом отношении с остальными самоанцами, можно ожидать постепенного размывания этой «европеизировавшейся» группы метисов.


Кроме океанийцев и европейцев в стране имеется маленькая группа лиц азиатского происхождения. Это в первую очередь китайцы, японцы и индийцы (с Фиджи). В настоящее время китайцев менее сотни. Некогда их было гораздо больше. Так, в 1914 г. численность китайского населения достигала 3,1 тыс. человек. В 1948 г. все китайцы, за исключением лиц, связанных брачными узами с самоанками были репатриированы. Среди оставшихся китайцев много торговцев.
Из сказанного выше можно ориентировочно определить этнический состав населения Западного Самоа.


Прозелитическая деятельность христианских миссионеров в Самоа уже в середине XIX в. привела к тому, что традиционные верования были почти полностью вытеснены новой религией. В настоящее время около четырех пятых населения страны - протестанты, остальные - в подавляющем большинстве католики. Среди протестантов многочисленны последователи Лондонского миссионерского общества (западносамоанское отделение этого общества получило автономию и было переименовано в конгрегациональную христианскую церковь Западного Самоа); их насчитывалось в 1961 г. 61 тыс. человек (53,5% всего населения). Немало также методистов (16%) и мормонов (6,3%). Католиков - -25 тыс. человек (21,6% населения). Особенно высок удельный вес католиков среди метисов.




"ЭБНБ" >> "З" >> "ЗА" >> "ЗАП"

Статья про "Западное самоа" в Энциклопедии БНБ была прочитана 3711 раз
Коптим скумбрию в коробке
Вкуснейшие куриные леденцы

TOP 15