Остров пасхи

Определение "Остров пасхи" в ЭБНБ

Расположен в восточной части Полинезии. Принадлежит Республике Чили. Местное название - Рапануи.
Географические координаты - 27° ю. ш. и 109° з.д. Площадь - 165 кв. км. Население - более тысячи человек.
Административный центр - поселение Хангароа.



По своей форме остров напоминает треугольник. Представляет плато, над поверхностью которого возвышается несколько конусов потухших вулканов. Высшая точка - гора Теревака (600 м над уровнем океана) - находится в северной части Рапануи. Значительная часть острова занята лавовыми полями.


Климат тропический. Средние месячные температуры колеблются от 16 до 23°. Температуры выше 27° и ниже 10° редки. Наиболее теплое время года приходится на период с января по март, холодное - с июня по октябрь. В районе острова господствуют юго-восточные пассатные ветры. С июня по ноябрь часто дуют северные ветры. За год в среднем выпадает около 1300 мм осадков, наиболее дождливые месяцы - июнь и июль.
Рек на Рапануи нет. На дне нескольких кратеров имеются небольшие озера.


Почвы - вулканические, пористые, довольно плодородные. Леса на острове Пасхи отсутствуют, в растительном покрове преобладают травы и папоротники. Имеется также небольшое число деревьев, посаженных человеком.


Основой экономики Рапануи является овцеводство. Поголовье овец достигает в настоящее время 40 тыс. Кроме того, разводят крупный рогатый скот, лошадей, домашнюю птицу (кур), в небольшом количестве - свиней. В качестве потребительских культур выращиваются кукуруза, батат, инжир, банан, ананас, маниок, бобовые, бахчевые, овощи, табак. Кокосовая пальма и хлебное дерево на острове отсутствуют. Некоторое развитие получили рыболовство и ловля ракообразных, а также ремесла (резьба по дереву, изготовление ожерелий из раковин и т. д.).


История заселения острова Пасхи не вполне ясна. По некоторым данным, он был обитаем уже в начале нашей эры. Возможно, что на остров в разное время прибыло несколько волн переселенцев. Жители Рапануи создали довольно высокую культуру, о чем свидетельствуют огромные каменные статуи, равных которым нет во всей Полинезии. Наиболее высокая из них достигает 10 м, остальные не превышают 4 - 5 м.



Большой интерес представляет и письменность (фактически единственная во всей Океании), которой прежде пользовались аборигены. Письменность эта, вероятно, носит иероглифический характер. Она сохранилась на дощечках «кохау ронгоронго», привлекших внимание ученых. К сожалению, лишь немногие таблички уцелели, так как обнаружившие их католические патеры усердно принялись уничтожать «языческие» письмена. Малое число дощечек бесспорно затрудняет расшифровку письменности.


О происхождении носителей этой высокой культуры ведутся споры. Одни ученые считают, что культура острова Пасхи возникла на местной полинезийской этнической основе, другие (в первую очередь Т. Хейердал) связывают ее с переселенцами из Америки.


Ко времени первых контактов с европейцами общество Рапануи, постровидимому, находилось на стадии разложения первобытнообщинного строя. На острове обитало десять племен, объединенных в два союза. Племена возглавлялись вождями, власть которых передавалась по наследству. Должность вождя считалась священной. Островитяне делились на несколько социальных групп, напоминавших касты.


Остров Пасхи был обнаружен голландским мореплавателем Роггевеном в пасхальное воскресенье 1722 г., откуда и получил свое название. В 1770 г. Рапануи посетил испанский мореплаватель Гонсалес, который объявил о присоединении острова к владениям испанского короля. Однако акт этот оказался чисто формальным и не привел к фактической аннексии Рапануи. В последние десятилетия XVIII в. и в начале XIX в. остров Пасхи посетили несколько знаменитых путешественников (Кук, Лаперуз, Лисянский).


XIX век оказался, однако, для маленького острова весьма трагическим. На Рапануи все чаще стали заходить китобойные и торговые суда, команды которых чинили всякие беззакония. В 1805 г. капитан американской шхуны похитил группу местных жителей. Аналогичные бесчинства совершались и в последующие десятилетия. Особенно тяжелыми для островитян были 60-е годы, когда Рапануи неоднократно подвергался пиратским рейдам перуанцев. Они похищали физически сильных мужчин с тем, чтобы использовать их в Перу для работы по сбору гуано. Во время наиболее крупной из пиратских экспедиций в 1862 г. было захвачено несколько сот островитян. Всего с острова было увезено до тысячи человек. Большинство из них погибли от невыносимо тяжелых условий труда или от инфекционных болезней. На родину вернулось лишь 15 человек.


В 1863 г. французские католические миссионеры развернули на острове прозелитическую деятельность. Семью годами позже французский авантюрист Дютру-Борнье «выменял» у островитян за несколько кусков ткани наиболее плодородные участки земли. Вскоре его предприятие было поддержано в финансовом отношении обосновавшимся на Таити английским торговцем Брандером, и дельцы превратили Рапануи в сплошное пастбище для овец. Борнье не поладил с миссионерами, и между враждующими сторонами развернулась настоящая война, стоившая жизни немалому числу аборигенов. Столкновение привело к тому, что большая группа жителей острова Пасхи была вывезена в 1871 г. французскими миссионерами на острова Гамбье. В тот же год многие островитяне были завербованы для работы на плантациях Таити.


В 1888 г. Рапануи был присоединен к Чили. Чилийские власти предприняли попытку колонизовать остров и привезли группу чилийцев, однако из этого эксперимента ничего не вышло. Тогда чилийское правительство сдало в аренду почти весь остров для частной компании, которая стала преемницей предприятия Брандера - Борнье.


Хозяева овцеводческого имения неоднократно менялись, но все они беспощадным образом эксплуатировали местное население. Островитяне не раз выражали глубокое возмущение действиями компании, а в 1914 г. между руководством компании и аборигенами возник серьезный конфликт. Островитяне перебили большое количество скота и потребовали возвратить им землю.


Вскоре после начала первой мировой войны немецкий корабль высадил на остров Пасхи 50 пленных английских и французских матросов. В конце же 1917 г. или начале 1918 г. на остров прибыли спасшиеся во время кораблекрушения немецкие военные моряки. Пребывание значительной группы европейцев на Рапануи привело к резкому повышению удельного веса метисов в населении острова.


В настоящее время остров Пасхи находится в ведении военно-морских сил Чили и управляется комендантом. Под давлением прогрессивной общественности чилийские власти обещали установить в ближайшем будущем на острове гражданское управление.


Большим событием в жизни острова была национализация в 1953 г. овцеводческой компании, находившейся в руках английского капитала. Национализация была результатом энергичной кампании, проведенной прогрессивной чилийской прессой.


Трагическая история Рапануи отразилась и на динамике его населения. Когда европейцы впервые прибыли на остров, численность его жителей, по всей вероятности, достигала 3 - 4 тыс. Работорговля и болезни, прежде всего оспа и туберкулез, привели к катастрофической депопуляции. В 1864 г. население Рапануи составляло уже лишь 1200 человек, в 1872 г. - 175, а к 1877 г. на острове осталось немногим более 100 аборигенов.


В дальнейшем депопуляция прекратилась, и население начало постепенно расти. Уже отмечалось, что связи с иностранцами обусловили также появление большой группы смешанного населения. В настоящее время метисы составляют приблизительно две трети всех рапануйцев. Они образовались в результате смешения аборигенов с немцами, французами, англичанами, чилийцами. Среди местных жителей немало также лиц смешанного рапануйско-таитянского и рапануйско-туамотуанского происхождения.


Родным языком островитян является один из восточно-полинезийских диалектов. Он наиболее близок к диалектам, распространенным на Мангареве и Маркизских островах. Рапануйский диалект испытал сильное влияние со стороны таитянского и испанского языков. В настоящее время он постепенно забывается, и аборигены все более переходят на испанский язык.
Неаборигенное население составляло в 1954 г. около 3%. Это главным образом чилийцы (административный персонал и специалисты).
Все верующее население Рапануи - католики.


Следует отметить, что динамика численности населения острова Пасхи почти всецело зависит от естественного прироста, так как въезд на остров очень невелик. Что же касается эмиграции, то она практически отсутствует, поскольку аборигенному населению запрещено выезжать с Рапануи (разрешается лишь временно покидать остров для учебы).


Данных о рождаемости и смертности, а также о возрастном составе населения нет. Известно лишь, что в конце 40-х годов лица до 14 лет (включительно) составляли около половины населения. Значительное увеличение численности населения в последние годы обусловлено, вероятно, снижением смертности.


Плотность населения Рапануи невелика - всего 6 человек на 1 кв. км. В настоящее время подавляющее большинство населения сосредоточено в поселении Хангароа, расположенном на западе острова. Прежде островитяне жили очень разбросанно, но затем, как и на многих других островах Полинезии, были собраны миссионерами в одно крупное поселение. Аборигены заняты почти исключительно сельским хозяйством (главным образом работают в качестве пастухов).
Основную массу населения образуют рапануйцы - один из небольших полинезийских народов. Остров Пасхи представляет собой крайний восточный аванпост полинезийской миграции.
Контакты с европейцами и американцами привели к полному разрушению прежней самобытной культуры островитян.




"ЭБНБ" >> "О" >> "ОС"

Статья про "Остров пасхи" в Энциклопедии БНБ была прочитана 4950 раз
Коптим скумбрию в коробке
Луковый соус

TOP 15